Раннее развитие. Современная подмена понятий

Очень модная в настоящее время тема раннего развития не на шутку захватила умы современных родителей.

Огромное количество развивающих центров «0+», реклама пособий «чтение, письмо и математика с пеленок», книги, пропагандирующие установку «после трех уже поздно», все это невольно наталкивает на мысли о том, что надо бы поторопиться, дабы не вырастить неуспешного в этой жизни человека.

Что же мы видим сейчас под понятием «раннего развития» и что стоит за ним на самом деле? Давайте разбираться.

Сложно не сравнивать своего ребенка с другими детьми, особенно когда постоянно слышишь: «А мой сынок в четыре года уже читает и складывает трехзначные цифры, а еще Пушкина цитирует на пяти языках». Разве мой ребенок хуже?!  И вот начинается то самое раннее развитие, ходьба по всевозможным кружкам и секциям и даже занятия по подготовке к школе аж за три-четыре года до школы.

Обратимся к нейрофизиологическим законам развития мозга. Энергетический потенциал мозга в каждый момент времени ограничен и рассчитан на развитие какой-то определенной психической функции.

Как в норме развивается мозг ребенка, рассмотрим в разрезе двух полушарий.

Правое полушарие отвечает за чувства, творчество, фантазию, понимание пространства, слуховое восприятие, формирование образа предметов. Его нужно активно развивать до пяти лет. Это база, которая необходима ребенку для более сложных психических процессов, таких как внимание, мышление, память и т.д. Важно в этом возрасте много двигаться, исследовать мир через разные органы чувств, узнавать возможности своего тела, различать предметы по форме, фактуре и цвету, слушать музыку, рисовать, учиться коммуникациям.

Левое полушарие до четырех-пяти лет развивается самостоятельно, при условии, что ребенок живет в социуме и имеет возможность постоянно общаться с людьми. Оно отвечает за логику и анализ, языковые способности, счет, чтение и письмо. Занимаясь ранним развитием интеллекта, например, обучая ребенка в три года читать, мы отбираем часть той энергии, которая должна была быть направлена на эмоциональное развитие.

Последствиями такого отбора, могут быть истерики, страхи, заикания и т.д. Проявляются они чаще всего, когда ребенок идет в первый класс или вступает в период полового созревания. Родители удивляются, почему их спокойный и милый ребенок вдруг стал гиперактивным или агрессивным. И тогда, его приводят к нейропсихологу, дабы за счет специальных упражнений развить ту базу, которая не развивалась естественным путем в раннем возрасте.

Если же база правильно сформирована, то после пяти лет ребенок быстро и с меньшими усилиями всему научится: и писать, и читать, и производить математические действия.

Стоит отметить, что нет ничего плохого и в том, что ребенок сам овладевает этими навыками в четыре года. Сам – это когда перед ним есть выбор поиграть или сесть за букварь. Это значит, что его мозг готов. Однако, надо учитывать, что есть диапазон и границы возрастных норм, и у каждого ребенка будет свое время готовности, у одного в четыре, у другого в шесть. Это не говорит о том, что ребенок, который научился читать и писать чуть позже, будет хуже усваивать информацию в школе. Вспомните, наши родители шли в школу в семь лет, не умея ни писать, ни читать и, тем не менее, осваивали программу. Все потому, что у них была хорошая база, и их мозг был готов обучаться и воспринимать информацию.

Так давайте же не будем торопиться и пытаться обмануть природу, хоть и из благих намерений. Дадим нашим детям возможность наиграться и подольше побыть детьми, оставаясь при этом рядом, любя и поддерживая.

Ведь они так быстро растут, а детство так быстро проходит!